Музы Монпарнаса. Выставка в Пушкинском музее. Я думала будет про моделей, спутниц и вдохновительниц великих художников. Но нет, она про художниц! Про женщин художниц 1910-20 годов, появившихся в прогрессивном Париже и давших начало уникальному на тот момент явлению: Женскому искусству! Европейское Общество до конца 19 века было сугубо патриархальным. Женщинам в нем отводилась роль довольно ограниченная. Светская дама каталась на балы, в дальнейшем являясь благородной матерью семейства, в слоях низших - тяжелый физический труд и бесконечное рождение детей. Женщины не служили, не занимались всерьёз искусством, не изучали науку, не занимали постов. Мир для мужчин. Женщина в нем максимум - Муза - вдохновительницах. И женщины однажды решили, что это несправедливо. Природа создала нас в равной степени людьми. Конечно инстинкты неоспоримы. Рождается ребёнок, и в большинстве случаев, девочка тяготеет к покачиванию куколок и надевает мамины бусы, а мальчик стреляет из палки. Но никто не отменял того, что этот же мальчик с детства может любить готовить и великолепно шьёт, а девочка имеет математический склад ума и талант к физическим наукам, например. Но стереотипы ограничивают. Женщинам просто не давали возможности к образованию. И если говорить об искусстве, то первые классы по живописи для женщин появились в прогрессивном Париже только в 1875 году и стоимость обучения была в 2 раза выше, чем для мужчин! И это было скандальное событие. Как вам? Я не буду нести весь этот феминистский бред, почему сейчас женщины во всех сферах и областях, почему их везде так много и что называется «дорвались». Но, мое такое наблюдение. Теперь женское общество разделилось на три категории. Коротко : первая категория - Муза ( и это уже осознанный выбор) - прекрасна, ухожена, женственна и беззаботна, ибо задача ее содержания на мужчине. Все в Инстаграмм их видели. Вторая категория - спутница, мать семейства! Сегодня, неблагозвучно на мой взгляд, именуется домохозяйкой. Для меня слово «домохозяйка» немножко унизительно для той благородной роли, что несут эти женщины. Да так и раньше было. Да! Вот так было раньше. Однако, внимание, третья категория это женщины - творцы. Ну, условно творцы. Женщины, способные и желающие стать в один ряд с мужчинами в любой сфере : труд, искусство, наука, политика. Все категории хороши. Во всех есть чему поучиться. Иногда женщина переходит из одной категории в другую и делает это добровольно. Вся прелесть в возможности выбора. Ибо у мужчин такой выбор был всегда. А у женщин нет. Категория женщин-Творцов начала зарождаться только в конце 19 века! ( да это даже позже чем рабство отменили! Шутка) И голосом этого явления были Музы Монпарнаса. Музы Монпарнаса - это женщины первопроходцы, потеснившие солидных метров на их незыблемых пьедесталах мастеров искусства. Новаторы, бесстрашные и бескомпромиссные. Они доказали, что могут писать шедевры, что женщины-художницы нужны этому миру. А ещё: скульпторы, фотографы, дизайнеры. Нужны, ибо их искусство с другой точкой зрения и акцентами и видением, и цветом. И не давать долгие годы возможности этому искусству показать себя миру несправедливо, как минимум. И да, это очень трогательно кстати, выходя из-под тени мужского довлеющего авторитета эти женщины не конкурировали, не подставляли друг друга, не «списывали». Каждая из них несла миру своё слово и они поддерживали этот тонкий голос, прорывающийся навстречу внешнему миру как могли, поддерживали друг друга. Вот эти имена: Мария Васильева, Хана Орлова, Анна Голубкина, Жанна Эбютерн, Тамара Лемпицка, Елизавета Кругликова, Ромен Брукс, Камилла Клодель, Жаклин Марваль. Наши соотечественницы тоже внесли немалый вклад. И я в восхищении от этих фантастических и прекрасных женщин. Не в конкурентоспособности вопрос. В предоставлении возможности реализоваться в обществе согласно своей природе, складу ума и таланту. Музы Монпарнаса сумели перейти на другую сторону относительно мольберта с холстом и красками. Они перестали быть музами изображаемыми, они стали творцами изображающими! И их роль как Муз стала во много раз больше - они стали вдохновителями сквозь время и поколения.