Водил меня Серега на выставку...
Не водил меня Серега. Нет у меня никакого Сереги, вообще всегда с Серегами как-то не складывалось...
Ой, я хотела не об этом совсем.
Сереги нет, зато есть замечательная подруга Лена и она призывает меня даже в эту отвратительную погоду не пренебрегать прекрасным.
Итак, мы посетили выставку, посвящённую творчеству Роберта Фалька, в здании Новой Третьяковки.
К стыду своему, я ничего не знала о Фальке до этой выставки.
Но есть уже определенная насмотренность, и не зря же я столько часов провожу в пробках, прослушивая лекции об изобразительном искусстве.
Вот мои впечатления о Фальке.
Изобразительное искусство начала 20 века кипело бесконечным количеством идей, направлений, переосмыслений всего многолетнего наследия художников разных времён.
И Фальк удивительно много теорий испробовал, переработал, создал на основе их свои уникальные мотивы.
Что говорит об огромном и тонком таланте и высокой интеллектуальной осознанной работе.
Фальк в разные периоды своей жизни очень разный, неповторимый.
В начале своего творчества он яркий, много работает со светом, впечатляет своей энергией, импрессионистически живой.
Потом упрощает сюжеты и перерабатывает пространство картин в духе кубизма и сезанизма.
Это завораживающе красиво.
Очень сложно и интересно работает с цветом.
И это уже яркий русский авангард.
В следующем переоде своего творчества обращается к старым мастерам и перерабатывает живописные идеи в стиле Рембранта. Играет с формой и цветом, меняет стиль мазка. Глубокий, золотисто-святящийся тёплый и тихий мир внутри этих картин.
Далее французский период и тут Фальк совсем импрессионист и живопись его становится мягкой, цветовые соотношения очень сложные, нюансные.
Потом восточные работы с ярким синим небом и тёплыми песчаными оттенками земли.
В общем, он поражает своей непохожестью. И тем очень уникален. Потому что хорош во всех периодах. Везде можно найти свои отдельные шедевры.
Остановлюсь напоследок на одной поразившей меня картине.
Личная жизнь Фалька была так же как и его творчество: сложна, разнообразна и поделена на периоды.
Ещё бы, целых 4 брака! И все его женщины запечатлены на его картинах. И все они повлияли на его творчество. Каждую жену он пишет в новой технике. И все его жены были утонченные образованные натуры, три из четырёх были так же художницами.
Но дама на этой картине совсем другого рода.
Никита Хрущев был в ярости от этой работы Фалька.
Может быть она случайно попала на выставку, уже после смерти автора.
И тут разночтения. Была ли это «обнаженная в кресле» или просто «обнаженная». Мне по душе вторая, я тут вполне могу понять откуда скандал. «Голая Валька», народная трансформация из «обнаженной Фалька».
Картина однозначно являет собой абсолютный и бесспорный шедевр.
И вместе с тем, она написана с такой животной страстью, с таким плотским полнокровным наполненным жизнью объёмом.
Она необыкновенна прекрасна и обескураживающе интимна.
Клянусь, я 15 минут стояла возле силясь понять - как?
Это же просто неприлично такое напоказ...
Она почти живая, такая земная, такая натуральная. Созданная как из глины, неотвратимая, как жизнь. Подходя к этой картине почти чувствуешь тепло ее кожи. Она была не просто моделью для Фалька. Натурщиц так не пишут.
И абсолютно провокационно, вызывающе любовно вылеплена красками и светом и впечатлением, и восхищением этой живой и мимолетной и теперь уже увековеченной в красках телесной красотой.
Хрущев, не смотря на всю свою бескомпромиссную и грубоватую оценку, тоже это почувствовал.
И эта картина выбивается из всего ряда талантливых и удивительно неповторимых работ Фалька и совсем даже его не характеризует в общем смысле. Он гораздо объёмнее и шире, и сложнее. И из контекста нельзя вот так вырывать. Но перед глазами стоит, запоминается.
Вышла на морозный воздух подышать.. Велика сила искусства на благодарного зрителя.
Закончу словами самого Фалька: «Я все более и более чувствую, как постепенно расширяется круг людей, которым нравится моя живопись».
Я в рядах этих людей. Фальк прекрасен.